Использование методов обучения в учебном процессе » Могилёвский торговый колледж - Филиал УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”
НАШ АДРЕС:
212039 г. Могилев,
ул. Минское шоссе, 22.
Тел. 8(0222)74-66-25, 8(0222)74-66-41
 
 

Календарь новостей

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
 
 

Архив новостей

Июнь 2020 (12)
Май 2020 (8)
Апрель 2020 (17)
Март 2020 (10)
Февраль 2020 (10)
Январь 2020 (8)
 
 
 
 

Использование методов обучения в учебном процессе

24-04-2020, 21:02, просмотров: 54094

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Использование методов обучения в учебном процессе»



СОДЕРЖАНИЕ


1. Рассказ как метод обучения и воспитания
2. Беседа как метод обучения и воспитания
3. Практический метод обучения
4. Учебная дискуссия как метод обучения
5. Видеометод обучения
6. Лекция как метод обучения
7. Работа с книгой как метод обучения
8. Демонстрация как метод обучения
9. Методы программированного обучения
10. Иллюстрация как метод обучения
11. Познавательные игры как метод обучения
12. Упражнения как метод обучения
Заключение



1. Рассказ как метод обучения и воспитания
Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Основная функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Рассказ — это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
По целям выделяется несколько видов рассказа:
 рассказ-вступление;
 рассказ-повествование;
 рассказ-заключение.
Назначение рассказа-вступления состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала, рассказ-повествование служит и для изложения намеченного содержания, а рассказ-заключение заканчивает определенный отрезок обучения.
Эффективность этого метода зависит в основном от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому педагог должен учитывать имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.
Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Готовясь к рассказу на уроке, педагог намечает план, подбирает не¬видимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях.
В ходе рассказа преподаватель должен использовать приемы мнемотехники, которые позволят учащимся легче запоминать и заучивать изучаемый материал. Такими приемами являются:
 сравнение;
 сопоставление;
 резюмирование.
Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования.
Рассказ воспринимается учащимися с интересом, если педагог рассказывает учащимся, используя при этом яркие факты, учитывает возрастные особенности учащихся, потребность в излагаемом материале.
Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Если педагог хочет достичь успеха в изложении своего рассказа, то его рассказ должен быть:
 коротким (до 10 мин);
 пластичным;
 эмоциональным;
 логичным.
Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, а также от условий - места и времени, выбранных преподавателям для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.


2. Беседа как метод обучения и воспитания

Метод беседы один из самых известных методов обучения. Его использовал еще Сократ.
Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений
Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью педагога, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
Достоинства беседы заключаются еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Велика также воспитательная роль беседы.
В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей.
Если у учащихся нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Сама по себе беседа может быть универсальным методом, она должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться как дедуктивным, так и индуктивным путем.
Дедуктивная беседа строится, исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для:
- подготовки учащихся к работе на уроке;
- ознакомления их с новым материалом;
- систематизации и закрепления знаний;
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед.
По назначению выделяются беседы:
- вводные или организующие;
- сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.);
- синтезирующие или закрепляющие;
- контрольно-коррекционные.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы, ее цель — выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны учащегося, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей учащегося перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы).
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
В нынешней системе образования преимущественно используются эвристические беседы. Преподаватель, умеющий задавать вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.
Контрольно-коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами, или положениями имеющиеся у учащихся знания.
Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней самого педагога.
Для организации беседы на уроке учитель обязан:
- четко определить тему беседы;
- сообразно теме беседы определить ее цель;
- составить план-конспект беседы;
- подобрать наглядные пособия;
- сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые
могут возникнуть ходу беседы;
- продумать методику ее организации и проведения (порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т.д.)
Требования к организации и проведению беседы
- Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.
- По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.
- Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всей группе и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся для ответа. Не следует поощрять учащихся, «выкрикивающих» ответы (слабоуспевающих учащихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы). Неуместно ставить длинные или «двойные» вопросы.
- Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос.
- Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, под¬сказывая наводящие слова, слога или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.
- Успех беседы зависит от контакта с группой.
- Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказывать собственное мнение.
- Каждый ответ внимательно выслушивается.
- Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные — комментируются, уточняются.
- Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому
обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей.
- С разрешения преподавателя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только педагог убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активизации, это занятие надо прекратить.
Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно, особенно это касается организации бесед в воспитательной работе с учащимися.

3. Практический метод обучения
Отличительная черта этого метода состоит в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний в решении практических задач. Первостепенное значение приобретает умение использовать теорию на практике.
Практический метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
1. Объяснение преподавателя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три уч-ся выполняют работу, а
остальные уч-ся наблюдают и под руководством преподавателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно
выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет
уч-ся, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль.
На этом этапе работы уч-ся принимаются и оцениваются, учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д.
У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса.
Учащимися заранее обдумываются и проектируются следующие этапы работы:
 осознание целей предстоящей работы;
 анализ задачи и условий ее решения; составление плана и граф! выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

4. Учебная дискуссия как метод обучения
Среди методов, которые постепенно входят в практику, следует выделить учебную дискуссию.
Она давно и успешно применяется в учебных заведениях и во многих случаях обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными.
Смысл этого метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.
Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса.
Вспомогательные функции учебной дискуссии следующие:
 обучающая;
 развивающая;
 воспитывающая;
 контрольно-коррекционная.
Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии — предварительная и основательная подготовка к ней учащихся, как в содержательном, так и формальном отношении.
Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная — в выборе формы изложения этих знаний.
Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтом педагог должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать приведенные ими доказательства.
Ошибочно считают, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин — истории, обществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, педагогики.
С не меньшим успехом этот метод может быть использован и при изучении специальных предметов.
В этом случае учебная дискуссия приобретает характер управляемого познавательного (научного) спора. Естественно, нельзя ожидать, что учащиеся выскажут окончательное решение относительно справедливости той или иной точки зрении, но спор всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться.
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить.
Педагог, в свою очередь, получает надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, кроме того, дискуссии подсказывают направления дальнейшей работы.
Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении.
С их помощью не только легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, но и исправляются недостатки поведения и общения учащихся (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т.д.).


5. Видеометод обучения
интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений современных источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, учебного телевидения, видеопроигрыватели и видеомагнитофонов, а также компьютерных медиасистем) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.
Видеометод используется не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.
Основа метода — наглядное восприятие информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся,
допускает различные способы управления познавательным процессом.
По сути, речь идет уже не о методе, а о комплексной дидактической технологии.
Обучающая и воспитывающая функции этого метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.
информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее |действие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию и запоминанию, невелико.
Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран стали источником проблемности и стимулом для самостоятельных исследований.
Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:
 дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
 повысить роль наглядности в учебном процессе;
 удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
 освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;
 наладить эффектную обратную связь;
 организовать полный и систематическим контроль, объективный учет успеваемости.
С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен:
1. для изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно;
2. для объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;
3. для обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
4. для организации тестовых испытаний;
5. для выполнения тренировочных работ, упражнений, моделирования процессов, проведения необходимых измерений;
6. для создания баз данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;
7. для компьютерного учета успеваемости каждого учащегося, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;
8. для рационализации учебного процесса, повышения по продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения информации путем повышения качества педагогического управления.
Современные средства видеоинформации позволяют выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры. Особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных учебных тем.
Эффективность этого метода мало зависит от личного мастерства педагога, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств.
Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманность, целесообразностью.
От преподавателя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

6. Лекция как метод обучения
Лекция как метод обучения имеет свою структуру, которая отличается от других методов словесного изложения. Отличие выражено в следующих параметрах:
 строгая структура подачи лекционного материала;
 системная логика изложения учебного материала;
 большое количество сообщаемой информации;
 законченность изложения понятий лекции.
Предметом лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, в основном причинно-следственного характера.
По объему лекция может занимать целый урок.
Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.
Условиями эффективности лекции являются:
 составление учителем детального плана лекции;
 сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и
задачами лекции;
 логически стройное и последовательное изложение всех пунктов
плана;
 краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта
плана;
 логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
 проблемность и эмоциональность изложения;
 живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;
 контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
 многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;
 оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать
основные положения лекции;
 выделение (задиктовка) того, что следует записать;
 использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), ИТ, облегчающей — восприятие и понимание изучаемых положений;
 сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.
Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.

7. Работа с книгой как метод обучения
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения.
Главное достоинство этого метода — возможность для учащегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время.
Учебные книги успешно выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
При использовании специально-разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений учащихся.
Целями самостоятельной работы учащихся с книгой могут быть следующие:
 ознакомление со структурой книги;
 беглый просмотр книги;
 чтение отдельных глав;
 поиск ответов на определенные вопросы;
 изучение материала книги и постановка к нему вопросов;
 реферирование отдельных отрывков текста или всей книги;
 решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов;
 заучивание материала на память.
Работа с книгой - сложный и трудный для учащихся метод обучения. Многие выпускники так и не овладевают им полностью: умея читать, они не понимают всего смысла прочитанного.
Поэтому данному методу следует уделять больше внимания.
Среди факторов, определяющих эффективность метода работы с книгой, наиболее важными являются:
 умение свободно читать и понимать прочитанное;
 умение выделять главное в изучаемом материале;
 умение вести записи, составлять структурные и логические схемы
(опорные конспекты);
 умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно для закрепления и расширения полученных на уроке знаний.
Подготавливая учащихся к работе с книгой, преподаватель поясняет, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал.
Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется.
Прочитав отрывок текста, учащиеся, по указанию преподавателя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т.д.
Работа над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке.
Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой.
При чтении книги должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить учащихся улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация. Работая с ними, учащиеся получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подтверждение правильности выполняемых действий.
Современные учебные книги все больше «ужимаются» в объеме, составители стремятся «упаковать» большое количество учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, графики, наглядные модели, классификации и т.д. Поэтому преподавателям следует больше внимания обращать на анализ информации, представленной в спрессованном виде, формировать у учащихся умение «свертывать» и «развертывать» знания.
Для облегчения запоминания материала преподаватель обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.
Обучение работе с книгой предполагает формирование у учащихся навыков самоконтроля.
Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его эффективное воспроизведение по памяти.
К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому этот метод относится к малоэкономичным методам обучения. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей учащихся. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления в процессе обучения. Поэтому педагогам нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения.


8. Демонстрация как метод обучения

Этот метод заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он используется не только для раскрытия динамики изучаемых явлений, но и для ознакомления с внешним видом предмета. Его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (действие прибора и т.п.).
Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия.
Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта.
По-настоящему эффективен этот метод лишь в том случае, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс — осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.
Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной демонстрации», приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание учащихся кон¬центрируется на существенных, а не случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются. Хотя при демонстрации слово и не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов.
Чтобы повысить самостоятельность, очень важно привлекать учащихся к объяснению увиденного в ходе демонстрации.
Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений иди процессов, протекающих в естественных условиях. Но часто такая демонстрация не возможна или затруднена. Тогда прибегают либо к демонстрации натуральных предметов в искусственной среде (например, животных в зоопарке), либо к демонстрации искусственно созданных объектов в естественной среде (например, уменьшенных копий механизмов).
Искусственные заменители натуральных объектов — объемные модели играют важную роль при изучении всех предметов. Они позволяют познакомиться с конструкцией, принципами действия. Многие современные модели обеспечивают возможность непосредственных измерений, а также определения технических или технологических характеристик. Эффективности демонстрации способствует правильному выбору объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
 все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;
 могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
 важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;
 обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.


9. Методы программированного обучения
Программированное обучение (ПО) направлено на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые ПО методы можно разделить на:
1) методы предъявления информации;
2) методы выполнения программированных заданий;
3) методы контроля и коррекции.

Предъявление (преподнесение) информации в ПО может быть организовано безмашинным и машинным способами. При первом способе, учебный материал излагается в программированных учебных книгах, при втором — выводится на экраны дисплеев. Существует три основные системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной.
Своеобразно организуется в ПО выполнение заданий и упражнений Такие задания обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного материала и преследуют такие цели: тренаж, обратная связь и контроль. Правильность их выполнения определяет дальнейшее продвижение учащегося в обучении. Используются безмашинный и машинный способы организации заданий и упражнений. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ ПО.
По итогам выполнения учебных заданий осуществляется контроль, который в ПО может быть также безмащинным или машинным. При безшинном контроле для формирования оценки используются простые приспособления (перфокарты, планшеты и т.п.), а при машинном — различные технические средства, вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенным методом организации контроля в ПО является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных. Современные компьютеры позволяют вводить и анализировать самостоятельно сконструированные ответы (в виде предложений, слов, формул, различных знакосочетаний).
Характерной особенностью методов ПО является то, что все они неразрывно слиты в едином учебно-педагогическом действии.

10. Иллюстрация как метод обучения

К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации, который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций плоских моделей и т.п.
В последнее время практика наглядности обогатилась новыми средствами.
Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы и т.п.
Методы демонстрации, иллюстрации взаимно дополняют и усиливают совместное действие.
Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации
Сущность многих явлений и процессов раскрывается с помощью плоских моделей — динамических и статических, цепных и черно-белых. При правильном использовании с учетом поставленной цели и дидактических задач эти модели оказывают преподавателям и учащимся большую помощь.
Они существенно облегчают процесс формирования понятий.
Эффективность иллюстрации во многом зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, Место и роль в познавательном процессе. Перед педагогом стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала.
Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений.
Иллюстрации готовят заранее, но показывают, только в нужный месте по ходу обучения.
В некоторых случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и т.д.).
В современной педагогике для обеспечения качественной иллюстраций используются экранные технические средства.

11. Познавательные игры как метод обучения
Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он — активный преобразователь действительности.
Метод познавательных игр применялся уже в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к нему обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали поступать мощные ЭВМ, позволявшие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.
В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (т.е. способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Предлагается, например, по предмету «Основы права» воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия и выводы с действиями де¬путата. Это помогает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.
Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических. Структура этого метода может быть такой:

Этапы Цели педагога Цели учащихся
1. Подготовка
2. Начало
3. Организация
4. Инсценировка
5. Анализ План и содержание Определение темы и цели Распределение ролей Наблюдение, руководство Подведение итогов Понимание Мотивация Принятие ролей Участие Понимание
Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

12. Упражнения как метод обучения

Среди практических методов наибольшей эффективностью отличаются упражнения. Упражнение — это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий овладения ими или повышения их качества.
Без правильно организованных упражнений невозможно овладение учебными и практическими умениями и навыками.
Постепенность систематического упражнения и как его следствие закрепляемые навыки — надежнейшее средство успешного и продуктивного труда.

Категория: Методические рекомендации

 
 
 
 
 
 
2020 © Могилевский торговый колледж